Проект «Ранняя предпрофессиональная подготовка школьников по профессиям будущего» на ГРАНТ МЭРА Москвы - 2020
Номинация – «Семейная Москва»
Работа с детьми по месту жительства. Развитие дополнительного образования
Целевые аудитории:
1) дети и подростки 8-15 лет
2) учителя и педагоги дополнительного образования
Все работы хороши, выбирай на вкус!
У меня растут года, Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда, Чем заниматься? (В.Маяковский)
Человек учится на протяжении всей своей жизни. Сначала элементарным навыкам, например, ходить, говорить, потом метапредметным компетенциям: читать, писать, считать и так далее. На протяжении всей учебы в школе изучает различные дисциплины, а в итоге должен выбрать профессию и пойти обучаться этой профессии. Ребенку нравится делать то, что у него получается, а в процессе деятельности он, при условии наличия интереса, он осваивает то, что когда-то было для него невыполнимым. Большую часть своей активной жизни ребята 8-15 лет проводят в стенах школы, осваивая общеобразовательную программу и очень часто не понимают, зачем изучать тот или иной предмет, а когда испытывают сложности в освоении предмета, желание учиться, к сожалению, может пропасть.
А когда в силу возраста необходимо выбирать профессию, этот выбор происходит порой необдуманно, поскольку ребенок не подготовлен к данному выбору.
По статистике 21% студентов российских университетов «не дотягивает» до получения диплома, прервав обучение. Почему это происходит? Аналитики НИУ ВШЭ провели исследование, выделив основные факторы, которые могут стать причиной отчисления из вуза:
Недостаток мотивации. Далеко не всегда выбор факультета, на который поступает вчерашний школьник, является осознанным. Для многих студенчество – это не подготовка к «работе мечты», а всего лишь еще несколько лет «за партой». Поступление в университет часто обусловлено стремлением «быть как все» (по факту хоть какое-нибудь высшее образование воспринимается сейчас как необходимость) или избежать службы в армии. Кроме того, направление подготовки часто выбирается под прессингом родителей. Как показали исследования, если у студента нет уверенности в том, что он правильно выбрал «дело жизни», его чаще всего интересует не процесс обучения, а лишь получение диплома. И этой мотивации оказывается недостаточно: необходимость тратить массу времени на «неинтересные» предметы приводит к «аллергии на учебу», а вслед за этим – и к отчислению. И это одна из самых частых причин, по которым студенты покидают вуз.
Решение сменить специальность. Около 40% студентов, которые решают прекратить обучение в вузе, объясняют свое решение сменой профессиональных интересов. Некоторая часть из них переводится в рамках вуза на другой факультет или отделение, но большинство покидает учебное заведение. Некоторые психологи считают, что для большинства людей возрастом осознанной профориентации является двадцатилетний рубеж, так что решение сменить направление подготовки в этом возрасте вполне объяснимо.
Слишком много увлечений. Каждый пятый оставивший вуз признается, что одной из причин отчисления стала невозможность «найти баланс» между учебой и увлечениями. Для кого-то на данном этапе взросления хобби оказалось важнее сидения за учебниками, кого-то подвело неумение правильно распорядиться своим временем.
Почти половина жителей России не работают по специальности, которой обучались. Об этом говорится в имеющихся в распоряжении ТАСС результатах опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). https://tass.ru/obschestvo/6333815
Благодаря исследованиям с целью выбора профессий, которые будут востребованы в будущем, можно выделить ряд областей, которые будут наиболее востребованы: (Показать текст)
Агрономия (Сити-фермер)
Ресурсосбережение
Общественное питание (диетолог, повар)
Медицина (сетевой врач, медицинская сестра)
Туризм
Дизайн, в том числе компьютерный
Космонавтика
Лингвистика, в том числе компьютерная
Строитель, в том числе усиление старых конструкций, проектирование
Робототехника
Финансы
Учитель, воспитатель, включая психологическую безопасность
Программирование в различных областях, включая разработку компьютерных игр
Поскольку предпрофессиональное образование призвано вызвать интерес к профессии, то для разработки образовательных программ следует выбрать конкретные специальности внутри обобщенной группы профессий или даже одну или несколько компетенций, которые необходимы в профессии. Следует руководствоваться возрастными особенностями обучающегося и отсутствием данного направления в уже созданных организациях предпрофессионального образования. В связи с этим в рамках Проекта мы предварительно выбрали следующие предпрофессиональные программы дополнительного образования: (Показать текст)
В процессе реализации проекта перечень программ будет уточняться и по результатам конкурса будут выбраны 10 наиболее интересных.
Цель проекта – создать, реализовать и масштабировать с 01 января по 30 декабря 2021 года десять программ предпрофессионального дополнительного образования для детей и подростков 8-15 лет по профессиям будущего (востребованным через 10-15 лет), предпрофессиональное обучение по которым широко не представлено в современной системе образования города Москвы.
2-4 классы:
Ресурсосбережение
Финансы и кредит
Экскурсовод и музейное дело
Создатель игр
Математика в профессии повар
5-9 классы
Математика в профессии логист
Журналист
История экономики
Повар и математика
Математика в строительстве
Финансы и кредит
Банковское дело
Экскурсовод
Музейное дело
Переводчик
Разработчик компьютерных игр
Сестринское дело
Помощник адвоката, нотариус, секретарь суда
Учитель, воспитатель
7-9 классы
Химик-технолог
Материаловедение
Генетика
Физика в вождении авто
Агроном
Бактериолог
Итого 25 предпрофессиональных образовательных программ
Значимость ожидаемых результатов Проекта для улучшения жизни москвичей и развития города:(Показать текст)
Предпрофессиональное образование в Москве станет доступным обучающимся в более раннем возрасте, а именно, уже с 8 лет. На протяжении обучения в начальной и средней школе обучающиеся смогут ознакомиться на предпрофессиональном уровне с достаточным перечнем профессий, а также получить компетенции необходимые в той или иной профессии. Более того, полученные компетенции пригодятся обучающимся в будущем и при условии выбора другой профессии. Таким образом, повысится уровень финансовой грамотности общества, уровень культурной коммуникации, уровень юридической грамотности, увеличится количество людей, способных качественно оказать первичную доврачебную помощь и многих других компетенций, которые необходимы современному обществу. Поскольку в проекте предусмотрено масштабирование, т.е распространение реализации создаваемых программ, то Проект будет реализован на уровне всего города, а московские учителя получат возможность использовать программы предпрофессиональной подготовки в рамках имеющихся часов внеурочной деятельности, дополнительного образования, а также использовать разработанные материалы при реализации программ Начального, основного и среднего общего образования, что усилит интерес обучающихся города к учебе в целом. Ранняя предпрофессиональная подготовка обучающихся позволит им в дальнейшем сделать более осознанный выбор профессии, что приведет в ближайшей перспективе к уменьшению количества недоучившихся студентов в профессиональных образовательных организациях. В перспективе благодаря реализации Проекта уменьшится количество недоучившихся студентов, что создаст возможность в рамках имеющегося бюджетного финансирования системы образования города получить большее количество дипломированных специалистов.
В результате реализации Проекта будут разработаны семь новых образовательных программ раннего предпрофессионального дополнительного образования с методической поддержкой и знакомством работников образования с разработанным учебным материалом. Благодаря этому новые образовательные программы будут реализованы не только в рамках Проекта, а получат дальнейшее распространение. В перспективе как ОЧУ «ОЦ им. С.Н.Олехника», так и другие образовательные организации, используя опыт ОЧУ «ОЦ им. С.Н.Олехника», полученный в Проекте, будут создавать и реализовывать предпрофессиональные образовательные программы и осуществлять раннюю предпрофессиональную подготовку обучающихся по востребованным и по вновь возникающим профессиям. Таким образом, в перспективе в городе будет создана система раннего предпрофессионального образования.
Уникальность проекта заключается в том, что, во-первых, он охватывает нетипичные области предпрофобразования. В основном программы раннего предпрофессионального образования реализуются в области культуры и спорта, а в остальных областях жизнедеятельности либо предпрофподготовка рассчитана на возрастную категорию 14+, либо заменяется профориентацией. А самое главное, что в Проекте ранняя предпрофподготовка имеет связь с общеобразовательной программой и является мотивирующим фактором для учебы в школе.