ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ С. Н. ОЛЕХНИКА"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Словесная деятельность

Театрализованная:

Какие же виды театров  возможно организовать для ребёнка? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:

- настольный театр;

- стендовый;

- верховой;

- наручный;

- напольный;

 театр живой куклы

 

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся: Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида деятельности потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф. Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала. Теневой театр в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней»

 

Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду: Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль. Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

 

«Наручный» театр

 К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду: пальчиковый; перчаточный. Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

 

 

Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида: В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой. Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода. Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

 

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.

 

Театр живой куклы

Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году. Различают следующие виды описанной игровой деятельности: театр масок; театр кукол-великанов. Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей. Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей. Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

 

Сочинительская

 

Младший возраст:

Важную роль в развитии способности к сочинительству у детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимость, своеобразие потешки очень ценно для детей. Она проникает во все виды деятельности детей.

Основу способности к сочинению потешек составляет взаимосвязь компо- нентов: хорошо развитая память, а также наблюдательность на образы потешек (персонажей, сюжету); связная, четкая, выразительная речь, ее грамматическое оформление, нужный для сочинения потешек словарный запас; склонность к те- атрализации, умению выполнять разные движения; умение фантазировать, склонность к выдумыванию.

В ходе развития способности к сочинительству выделяют 4 этапа: 1. Слушание потешки. 2. Повторение потешки. 3. Изменение потешки. 4. Сочинение потешки.

На первом этапе дети слушают потешку, учатся понимать простой сюжет, запоминают потешку, следят, выполняют, повторяют за воспитателем различные движения (например, учатся показывать как мягко, осторожно крадется котик), воспитатель включает детей в игровое действие, у детей появляется эмоциональный интерес, воспитатель должен произносить потешку ритмично, с ласковой интонацией, напевно.

На втором этапе дети приучаются слушать потешку, повторять отдельные слова и словосочетания. Воспитатель побуждает детей пересказывать, повторять потешку. Затем потешку следует повторять с отдельными детьми, выбирая время, когда ребенок ничем не занят. Иногда дети даже могут очень часто повторять одну и ту же потешку, если она им очень сильно понравилась.

На третьем этапе дети изменяют потешку, придумывают начало, продолжение потешки, иногда измененная часть потешки выражает исполнение желания ребенка.

На четвертом этапе дети самостоятельно сочиняют потешку, делают ее по образцу или придумывают что - то сами.

 

«Водичка серебристая, 
Ты как сюда попала?» 
«Через луга росистые 
Я в детский сад бежала» 
«Водичка серебристая, 
Зачем ты к нам бежала?» 
«Чтоб все вы были чистыми, 
Чтоб все вокруг сверкало» 

 

Пять котят спать хотят, 
А шестой - не спит. 
Пять котят спать хотят, 
А шестой - шалит! 
Хвостиком виляет, громко лает! 
Он бы лаял до утра, 
Да подумал: спать пора! 
Мирно хвостиком вильнул, 
И быстрее всех уснул. 
И тебе он, между прочим, 
Пожелал: 
«Спокойной ночи!» 

 

Вот проснулся петушок, 
Встала курочка. 
Подымайся, мой дружок, 
Встань, мой Юрочка. 

 

Жили-были сто ребят, 
Все ходили в детский сад. 
Все садились за обед, 
Все съедали сто котлет. 
Все потом ложились спать. 
Начинай считать опять. 

 

Вот они, сапожки: 
Этот - с левой ножки, 
Этот - с правой ножки. 
Если дождичек пойдет, 
Наденем сапожки: 
Этот - с правой ножки, 
Этот - с левой ножки. 
Вот так хорошо! 

 

Бабочка - коробочка, 
Ветер или дождь! 
Полетишь - так ветер, 
Упадешь - так дождь! 

 

Здравствуй, ветер озорной, 
Летом, осенью, весной 
Ты прохладу даришь нам 
И деревьям, и цветам. 

 

Курочка-тараторочка, 
По двору ходит, 
Цыплят водит, 
Хохолок раздувает, 
Малых деток потешает. 

 

Встанька на дорожке, 
Хлопни-ка в ладошки, 
Топни каблучками, 
Потанцуй-ка с нами! 
Всем, Надюша, расскажи, 
Да проворней покажи, 
Как девчата пляшут.

Уже ранее знакомые известные детям потешки в течение всего года нужно повторять. Повторение должно производиться в зависимости от каких - либо жизненных ситуаций (при плетении косы у девочки уместно вспомнить потешку «Расти, коса, до пояса»).

Старший дошкольный возраст:

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию, является вопрос о выборе сюжета. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумывать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.

Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера:

«Медведица учит медвежонка говорить»;

«Приключения в магазине игрушек»;

«Новогодние приключения деда Мороза»;

«Моя любимая игрушка»;

«Дюймовочка в гостях у кукол»;

«Как медвежонок потерял сапожки» и т.д.

На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно:

- излагать последовательность событий в сказке;

- сочинять сказки-загадки;

- пересказывать сказку по сюжетным картинкам;

- придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по сюжету знакомой сказки);

- моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели;

- сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину;

- анализировать поступки героев;

- придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту;

- сочинять сказки по трем опорным словам;

- оживлять предметы и рассказывать о них разные истории.

Игра «Сказка наоборот»

Цель: познакомить детей с правилами доброжелательного поведения.

Материал: узбекская народная сказка «Упрямые козы». Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой дороге, перекинутой через глубокий арык.  Вдвоем на доске не разойтись, кому-то надо уступить.

- Эй, ты, посторонись с дороги! – закричала одна коза.

- Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? – закричала в ответ другая.

- А почему бы тебе и не попятиться? – настаивала первая.

Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и… Трах! Стукнулись лбами и обе свалились в воду.

Ход игры: дети придумывают новое название сказки ( например, «Вежливые, веселые, добрые козочки»). Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение лица при этом у них будет? Вместе с воспитателем дети выбирают самый удачный вариант сказки, после чего они вновь распределяются по парам и проводится тренинг «вежливые козочки».

Игра «Два барана»

Цель: формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Ход игры: рано – рано два барана повстречались на мосту. Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинется  - тот и проиграл. Можно издавать звуки «бе-бе-бе…». Замечание: следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

- Дети, что вы чувствовали, когда были в игре «баранами»?

- Хотелось ли вам быть похожими на них? Почему?

Игра «Закончи предложение»

Цель: учить анализировать свое эмоциональное состояние.

Ход игры:

- Я обижаюсь, когда…

- Я сержусь, когда…

- Я радуюсь, когда…

- Я грущу, когда…

Упражнение «Домашнее животное»
Цель: развивать внимание, находить отличия, учиться составлять описательный рассказ по картинке.
Материал: картинки с изображением домашних животных и диких животных – очень похожи, но с отличительными признаками: свинья – кабан; собака – волк; кошка – тигр; корова – буйвол; индюк – павлин; коза – горный козел (лань).Методика проведения: детям показывают картинки, просят их внимательно рассмотреть и найти отличия. По каждой картинке ребенок должен дать правильный ответ (один!) о принадлежности животного к домашним или диким. Затем попросить детей рассказать о своих домашних животных, описать своих любимцев. Если у ребенка нет домашнего животного, предложить ему вообразить и описать, какое животное он хотел бы иметь дома.

Игра «Разные картинки» – 
Цель: развивать воображение и восприятие.
Материал: картинки с изображением предметов или сюжетов, и такие же картинки, но разрезаны на несколько частей.
Методика проведения: детям предлагается посмотреть на целую картинку, а затем по памяти собрать картинку из частей.

Игра « Покажи настроение»
Цель: развивать воображение
Методика проведения: ребенку предлагается изобразить настроение при помощи мимики и жестов, а воспитатель вместе с остальными детьми отгадывают.

Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка; памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащению словарного запаса; при этом совершенствуется структура речи и произношение; усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной и речевой деятельности детей.