Образовательный центр им. С.Н. Олехника, подготовка к ЕГЭ - отчет за 2016-2017 учебный год

Регистрация / Вход



Отчет о проделанной работе за 2016-2017 учебный год

1. Коррекционно – развивающая работа с детьми

          1.1. В «Программе и плане коррекционной работы на 2016- 2017 учебный год» были определены следующие  задачи индивидуального коррекционного обучения:

- Устранение дефектов звукопроизношения  (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения)

- Развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова)

- Совершенствование слоговой структуры слова

- Развитие  и совершенствование произносительной стороны речи, формирование правильного произношения фонем русского языка

        На основании результатов логопедического обследования  были определены следующие данные о дефектах речи детей,  которым требовалась специальная коррекционно – речевая помощь:

Всего 20 человек

Фонетический дефект –  10 %  (2 человека)

Фонетический дефект отягощенный нарушениями других высших психических функций – 5 % (1 человек)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 15 % детей (3 человека);

Общее недоразвитие речи  (ОНР I уровня – 5 % детей (1 человек

) ОНР II уровня – 25 %  (5 человек, в том числе дети с диагнозом «стёртая дизартрия»), ОНР III уровня – 25 % детей (5 человек)

Задержка речевого развития – 10 % детей (2 человека)

       С сентября 2016 г. по июнь 2017 года индивидуальные логопедические занятия  ежемесячно посещали от 10 до 18 детей. Все они воспитанники детского сада.

      В работе с детьми были использованы материалы Программ: Программа «Подготовка к школе детей с ФФН» Г.А. Каше,  «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» Филичева Т.

       Занятия были направленные на формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, слоговой структуры слова, развитие мелкой моторики, а также  коррекции лексико-грамматических нарушений речи, развития фразовой и связной речи, когнитивных процессов.

     Индивидуальные занятия проводились 1- 2 раза в неделю с каждым ребенком (по выбору родителей) продолжительностью 10- 30 минут в соответствии с требованиями СанПиН.  Вся коррекционная работа была проведена в соответствии с Программой и календарно-тематическим планированием на 2017 учебный год.

В целях решения коррекционных речевых задач проводилась работа по:

- исправлению неправильного произношения звуков,

- привлечению внимания к основным элементам артикуляции звука и формированию умения осуществлять кинестетический, слуховой и  зрительный самоконтроль,

- обучению детей умению  вслушиваться в речь, различать и воспроизводить звуковые элементы речи,  

- формированию и закреплению связи между произносительным и слуховым образом,

- сравнению формируемого звука с другими артикуляторно или акустически близкими к нему звуками,

- удерживанию в памяти воспринятый на слух материал,  фиксировать правильное звучание, сравнивать его с дефектным,

- постановке, автоматизации (закреплению) и дифференциации исправляемых звуков с опорой на постоянное их сравнение,

- навыку слушать и слышать звучание чужой и собственной речи,

- умению исправлять свои ошибки с максимальной осознанностью этого процесса,

            Учитывалась рекомендуемая последовательность логопедической работы  и общепринятая последовательность постановки звуков. При планировании и проведении  занятий с каждым ребенком особое внимание уделялось его индивидуальным особенностям:  степень и характер отклонений в строении и подвижности артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество дефектно произносимых звуков, уровень звукового анализа и синтеза,  уровень развитие психических функций, работоспособность и т.д.

      Для закрепления результатов коррекционной работы с детьми дома и информирования родителей о ходе коррекционной работы  еженедельно оформлялись индивидуальные логопедические тетради речевого развития ребенка.  Для домашних заданий использовались  материалы: «Тетради логопедических заданий» Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.

     Согласно целевым ориентирам к концу коррекционно – развивающего обучения  в результате логопедического воздействия дети должны были научиться:

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- владеть навыками словообразования;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.

          Итоговая  диагностика в конце учебного года (май-июнь 2017 г.), проводимая  для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы, выявила положительную динамику в развитии речи детей. По результатам обследования на конец года: 80 %  - высокие результаты коррекции, 15 % - средний уровень, 5 % - низкий уровень коррекционной работы:

- с полным исправлением звуков, «чистая речь»: 25 % (5 человек)

- со значительным улучшением: 55% (11 человек)

- с незначительным улучшением:15 % (3 человека)

- без улучшений: 5 % -  (ребенок посещал 1 занятие в марте, по 3 занятия в апреле и мае). Количество детей, рекомендуемое на повторное коррекционное обучение: 12 человек.

       1.2. В  «Программе и плане коррекционной работы на 2016- 2017 учебный год» были определены следующие  задачи  речевого обучения по фронтальной форме:

- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников (по темам).

- Развитие понимания речи и совершенствование лексико-грамматических средств языка и  грамматического строя речи.

- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

- Развитие навыков связной речи (пересказ, рассказ)

- Ознакомление с произведениями художественной литературы и заучивание наизусть поэтических произведений.

- Развитие  навыков коммуникации.

       В течение года еженедельно проводились фронтальные занятия для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) и эпизодически  для детей младше - среднего возраста.

       В структуру фронтальных занятий со всеми группами детского сада  включались: артикуляционная и пальчиковая гимнастики,  элементы логоритмики, упражнения на развитие грамматического строя речи, обогащения словаря и формирования связной речи, развития общей моторики, ритмические и подвижные игры, развитие фонетического восприятия и формирование навыков звукового анализа и синтеза.

     Занятия в старшей и подготовительной группах планировались и проводились на основе материалов Программ: «Подготовка к школе детей с ФФН» Г.А. Каше,  «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой и

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» Филичевой Т.Б. , Чиркиной Г.В.

       Согласно целевым ориентирам к концу года дети должны научиться в соответствии с параметрами возрастной группы:

- понимать обращенную речь;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- владеть навыками диалогической речи;

- владеть навыками словоизменения и словообразования;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.

-  иметь достаточно сформированные операции звуко-слогового анализа  и синтеза и элементарные навыки грамоты.

       По итогам работы у детей улучшились:

- показатели по уровню развития слоговой структуры слова,

- навыкам словоизменения и словообразования,

- грамматическое, в соответствии с нормами языка, оформление самостоятельной речи,

- сформированы операции звуко-слогового анализа, синтеза и элементарные навыки грамоты;

Результаты диагностического обследования показали:

- имеют место отдельные грамматические ошибки (в нетипичных формах словообразования)

- рассказывание и пересказ вызывает затруднения, т.е. связная речь не достигла высокого уровня развития.

2. Методическая работа

        В 2016- 2017 учебном году мною была выбрана тема  самообразования: «Формирование лексико- грамматических категорий речи в процессе работы над звукопроизношением детей». В рамках работы над этой темой была изучена методическая и специальная литература, подготовлен вебинар для педагогов образовательных учреждений  по теме: «Использование словесно-дидактических игр с целью формирования лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет», который был проведен в марте 2017 года.

        В течение года изучала новинки методической литературы, современные инновационные технологии, подбирала методическую литературу и пособия для коррекционной работы, логопедические игры (материалы размещены на сайте детского сада).

     В марте 2017 г. проведена медицинская диспансеризация  (по запросу родителей), в которой приняли участие 17 детей ОЦ от 2 до 7 лет. Логопедическое  обследование было проведено у 14  детей. Результаты  диспансерного обследования были отражены в медицинских картах детей и доведены до сведения родителей и педагогов на педагогическом совете.

     В мае - июне 2017 г. проведено логопедические обследование детей детского сада в возрасте от 4 до 6 лет, составлены заключения об уровне речевого развития детей, даны рекомендации родителям. Данные обследования будут также использованы в работе с детьми в следующем учебном году.

3. Взаимодействие с педагогами ОЦ

    В 2016- 2017 учебном году принимала активное участие в работе педсоветов, семинаров,

деловых игр,  посещала открытые занятия педагогов, вебинары, проводила индивидуальные консультации, беседы по вопросам речевого развития детей  группы, по ознакомлению с данными и динамикой  речевой коррекции воспитанников.

     В ноябре 2016 г. подготовила выступление на педагогическом совете по теме: «Организация и эффективная работа по развитию речи дошкольников разных возрастных групп»,  в январе 2017 г.

провела консультацию по теме: «Речь педагога как образец для подражания воспитанников», в феврале 2017 г. - консультацию по теме: «Использование стихов, скороговорок, чистоговорок в развитии фонематического слуха  у детей дошкольного возраста», в январе 2017 г. провела открытое занятие в подготовительной группе по теме:«Развитие речи детей с использованием

литературных произведений  К.И. Чуковского «Путаница» и  К. Д. Ушинского «Четыре желания».

(интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература»), в феврале 2017 г. – семинар- практикум: «Система работы в детском саду по обеспечению позитивной социализации детей дошкольного возраста».  В мае 2017 г. – участие в конкурсе «Педагог года-2017» (ведущая).

      В рамках вебинара: «Использование словесно-дидактических игр с целью формирования лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет» подготовлены  методические рекомендации для воспитателей по формированию лексико-грамматического строя речи детей, игры и упражнения для детей всех возрастных групп. Материалы размещены на сайте и представлены в методическим кабинете детского сада.

4. Взаимодействие с семьей

         В течение 2016-2017 учебного года для родителей на сайте  Образовательного Центра были подобраны задания для тестирования детей, размещены  рекомендации по речевому развитию детей и статьи по темам: «Дыхательная гимнастика», «Когда и зачем нужны логопеды», « Как развивать речь ребенка с самого рождения», «О мелкой моторике», «Периоды речевого развития», «Причины речевых нарушений» (январь 2016 г.), «Если ребенок не может заговорить», «Речевая готовность к школе», «Летом не скучаем – знания закрепляем», «Как помочь ребенку развить связную речь» (апрель 2017 г.)

         В рамках вебинара были разработана картотека для родителей: «Игры по формированию лексико - грамматических категорий речи».

         В рамках работы Родительского Клуба были подготовлены: презентация по теме «У ребенка проблемы в развитии речи»  и памятки для родителей по темам: «Артикуляционная гимнастика», «Игры для развития фонематического слуха», «Пальчиковая гимнастика», «Игровые упражнения для развития дыхания и голоса».  В течение года проводились индивидуальные беседы и консультации для ро­дителей. 

       В ноябре 2016 г. проведено анкетирование родителей по развитию речи детей в семье. Результаты анкетирования  были обсуждены на педагогическом совете.

     В течение учебного года для родителей проводились открытые индивидуальные занятия с детьми и мастер – класс (16 января).

5. Определение перспектив на 2017-2018 учебный год

- Коррекционно – развивающая работа с детьми:

Проведение индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и развития речи

Проведение фронтальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи.

- Участие в методической работе детского сада и Образовательного Центра:

Повышение своего профессионального уровня.

Тема самообразования: «Инновационные методы коррекции звукопроизношения у детей», изучение литературы.

Участие в вебинарах, конкурсах,  участие в диспансеризации, проведение логопедического обследования детей.

Пополнение кабинета методическими и дидактическими  материалами.

Участие в  Дне открытых дверей для родителей  микрорайона.

- Взаимодействие с педагогами:

Проведение индивидуальных консультаций, бесед по вопросам речевого развития детей, ознакомление с данными и динамикой  речевой коррекции детей.

Проведение отчетного открытого занятия по развитию речи.

Участие в работе педагогических советов, выступление на педсовете по теме: «Артикуляционная гимнастика с целью коррекции речи детей».

Оказание помощи в оформлении логопедических уголков в группах  для систематической пропаганды логопедических знаний.

- Взаимодействие с родителями:

Приобщения родителей к коррекционно-развивающей работе по развитию речи ребёнка

(ознакомление с данными и динамикой  речевой коррекции, консультации, беседы, наглядная информация, домашние задания для детей по итогам индивидуальных занятий).

Проведение анкетирования родителей.

Проведение мастер – классов (сентябрь, январь)

Подбор и размещение актуальной информации на сайте ДОУ по  вопросам речевого развития и коррекции  речи детей.

Открытый показ занятий для родителей воспитанников.

 

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика