ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ С. Н. ОЛЕХНИКА"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Формирование элементарных математических представлений

Дорогие родители!

Предлагаем вам несколько игр для вашего ребенка, которые помогут сформировать элементарные математические представления.

Количество и счет

Чего не стало?

 Материал.  На столе в ряд расставлены от 5 до 10 игрушек. (Зависит от возраста детей: чем меньше ребенок, тем меньшее количество).

Взрослый  предлагает детям пересчитать игрушки, запомнить их расположение и затем закрыть глаза, а сам в это время убирает две любые игрушки.

После того как дети откроют глаза, задает им вопросы:

– Игрушек стало больше или меньше?

– Какие игрушки убрали?

– За какими игрушками они стояли?

– Какая игрушка была первой?

Чудесный мешочек

Материал.  «Математический набор» и мешочек с мелкими игрушками  (на каждую  пару детей).

Дети играют парами, сидя за столом.

Перед ними лежит «Математический набор» и один мешочек с мелкими игрушками на двоих. Педагог предлагает детям разложить цифры по порядку от 1 до 10.

С помощью считалки выбирают ведущего в каждой паре:

Катилось яблоко,

Мимо сада,

Мимо сада,

Мимо града.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Ведущий предлагает своему партнеру закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из цифр. Ребенок, открыв глаза, называет, какой цифры не хватает, и отсчитывает такое же количество игрушек.

Если задание выполнено верно, игрушки и цифра возвращаются на свои места.

Дети меняются ролями. Игра повторяется.

Усложнение.

Отсчитать игрушек на одну больше или меньше.

Найди пару

Материал. Карточки с цифрами и карточки с кружками.

Дети делятся на две команды. У каждой команды свой стол. На одном столе лежат перевернутые карточки с цифрами, на другом – перевернутые карточки с кружками. 

Дети бегают по комнате. По сигналу педагога они берут карточки со столов, и каждый отыскивает свою пару: ребенок, у которого на карточке цифра, ищет ребенка, у которого на карточке соответствующее количество кружков. Далее проверяют, все ли пары подобраны правильно. Карточки возвращаются на прежние места, и игра повторяется.

Примечание.   Если нет карточек с кружками, то можно использовать комплекты карточек  с цифрами двух цветов.

Какая цифра убежала?

Материал.   Карточки с цифрами от 0 до 20 (на каждого ребенка).

Дети играют парами.  Педагог предлагает каждой паре разложить цифры по порядку от 0 до 10. Затем один ребенок закрывает глаза, а другой переставляет цифры в числовом ряду. Открыв глаза, ребенок отмечает, что изменилось в ряду. Если он отгадал, то становится ведущим. Игра продолжается.

Усложнение.  Изменить числовой ряд, предложить разложить числа от 10 до 20  или то 20 до 10

Кто быстрее?

На земле чертится квадрат, разделенный на девять маленьких квадратов. В квадратах написаны цифры в таком порядке: 1-й ряд – цифры 1, 2, 3; 2-й ряд – 4, 5, 6; 3-й ряд – 7, 8, 9.

В игре принимают участие двое детей. Выбирается ведущий. Он прыгает по клеткам на одной  ноге с цифры на цифру по порядку.  Как только он не сможет устоять на одной ноге, игра останавливается и ведущим становится второй ребенок.

Игра продолжается до тех пор, пока дети не дойдут до последней цифры. Кто первый допрыгал до конца – победитель

Найди столько же

Материал.  Карточки с кружками или цифрами.

В комнате расставлены различные группы однородных предметов (две пирамидки, четыре мяча, два зайчика и т. д.). Педагог держит веером в руках карточки с кружками или цифрами и предлагает кому-либо из детей вытащить одну из них. Ребенок, выбрав карточку или цифру, находит в комнате столько одинаковых игрушек, сколько кружков изображено на карточке.

Игра повторяется несколько раз.

Усложнение.   Найти предметов на один больше или меньше количества кружков на карточке.

Назови соседей

Материал. Куб с цифрами на гранях.

Дети стоят в кругу.   С помощью считалки выбирают ведущего:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь – стой и жди,

А не веришь – выходи!

Ведущий бросает кому-либо из детей куб. Ребенок, поймавший его, называет цифру на грани куба и «соседей» этого числа. Если он дал правильный ответ, то становится ведущим.

Игра проводится в быстром темпе.

Усложнение.   На гранях куба вместо цифр могут быть кружки (от 1 до 6)

Назови число

Материал. Мяч.   С помощью считалки выбирают ведущего:

Дождик, дождик, поливай —

Будет хлеба каравай.

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Дети стоят в кругу. В центре круга – ведущий с мячом в руках. Он бросает одному из играющих мяч, называет любое число и дает задание: «Уменьши число на один».

Ребенок, поймавший мяч, дает ответ, потом называет любое число и, бросая мяч другому играющему, дает задание: «Увеличь число на один».

Если ребенок, поймавший мяч, ошибется, его поправляет кто-либо из детей в кругу или ведущий.

Форма

Найди предмет такой же формы

 

Материал.   Геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы), квадратной (строительный материал, платок, карточки лото), треугольной (строительный материал, флажок, морковь), овальной (яйцо, огурец, игрушка кит).

Геометрические фигуры лежат на столе, предметы- на другом. Воспитатель просит подойти к столу (дети встают вокруг стола), обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуры и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его к соответствующей фигуре, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии можно подобрать не более трех форм каждому ребенку. Если ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание.

Что лежит в мешочке?

Материал.   Набор геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал), мешочек с предметами разной формы: ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы), деревянные шарики, яички, бочонки, мячики, желуди, шишки; маленькие флажки (четырехугольной и треугольной формы)

На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у ведущего. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму.

«Разложи правильно»

На столе все фигуры одного цвета. Ребенку предлагается разложить фигуры по коробкам, на которых изображена форма фигур. По сигналу дети раскладывают фигуры по коробкам.

«Подбери по форме»

Ребенку предлагается таблица с силуэтами различных геом. фигур разного размера и набор геом. фигур. Дети выкладывают соответствующие фигуры на таблицу. 

«На что похоже?»

Дети рассматривают геом. фигуру, определяют цвет и говорят, на какой предмет окружающего мира похожа данная фигура. 

 «Какой фигуры не стало?» (4-5)

Материал. Плоские геометрические фигуры.

Взрослый выбирает четыре плоские фигуры (круглую, прямоугольную, треугольную) и кладет на стол. Водящий убирает одну фигуру, остальные дети должны отгадать, какой фигуры не стало. Игра может быть усложнена за счет того, что фигуры подбираются разного цвета, разной величины.

«Место рядом свободно» (5-6)

Материал.  Для игры необходимы карточки для обозначения цвета и формы.

Каждый получает карточку. Карточки не повторяются.  Дети сидят в кругу на стульях.  Одно место свободное. Водящий говорит: «Место рядом со мной свободно. Я хочу, чтобы его занял ребенок, у которого синяя карточка (желтая, красная, карточка с треугольником, кругом и т.д.)

«Составим сами фигуру» (6-7) 

Материал. Набор многоугольников, картинки с изображением предметов.

На столе размещаются предметные образцы и отдельно от них- различные по виду и величине геометрические фигуры. По сигналу, данному руководителем игры, каждый участник должен выбрать те фигуры, которые ему необходимы для построения образца. Побеждает тот, кто первый сумеет составить точную копию предложенных фигур (одной из них).

Усложнение.  Взрослый  называет какой-нибудь предмет (например: дом, поезд и т.д .), а участники игры строят его с помощью имеющихся геометрических фигур, или каждый участник строит предмет по своему выбору. В последнем случае побеждает тот, кто после сигнала о начале игры успел построить самую фигуру за кратчайшее время.

Время.

Материал.   Карточки с изображение времен года.

Варианты заданий:

1. Показать детям картинки с контрастными частями суток (утро-вечер, день-ночь, побеседовать, что нарисовано на картинке, когда это бывает, почему ты так думаешь, что ты делаешь утром (днём, какое сейчас время суток.

2. Показать картинки со смежными частями суток;

3. Выбрать картинку, где нарисовано утро (день, вечер, ночь);

4. Разложить картинки по порядку, что сначала, что потом;

Для усложнения можно предложить набор картинок сказочного содержания, связанных с деятельностью взрослого в разное время суток. 

Дидактическая игра "Части суток" 

Материал.  4 картинки с изображением разных частей суток.

Взрослый раскладывает на столе 4 картинки-домика, каждый соответствует одной части суток, читает стихотворение о каждой части суток, а ребенок выбирает нужный домик и ставит в него игрушку.

Дидактическая игра "Сначала и потом".

Игра на формирование представления о текучести времени.

Материал. Сюжетные картинки с последовательно развивающимся действием.

На карточках изображения с изображением события, которое только начинается и с тем, чем оно завершилось. Предложить ребенку заполнить картинкой свободное окошечко, подумав, что получилось из того, что было.

Дидактическая игра "Чья неделька быстрее соберется?"

Материал.  Круг, разделенный на семь сегментов разного цвета. Каждый цвет сегментов круга определяет один день недели (в соответствии с цветами радуги).

Предложить детям расставить сегменты по порядку следования дней недели, начиная с понедельника.

Усложнение.  Можно предложить детям выполнить задание на скорость и добавить цифровой ряд.

Дидактическая игра "4 времени года"

Материал.  Большие карты с изображением времен года. Маленькие карты с изображением признаков времен года (мир природы, мир человека).

Необходимо выбрать картинки (мир природы и мир человека), соответствующие  тому, что происходит в природе в это время года.

Ориентировка в пространстве 

"Художник"

Материал. Картинка - фон, предметные картинки.   

Рассказываем ребенку: - Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

"Волшебный сундучок"

Материал. "Сундучок", мелкие игрушки.

Ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает, где они находятся.