ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ С. Н. ОЛЕХНИКА"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Звуковая культура речи

Дорогие родители!

Предлагаем вам несколько игр для вашего ребенка, которые помогут развивать звуковую культуру вашего ребенка.

Младший возраст

«Чей домик?»

Взрослый говорит, что в домике спрятались зверята. Чтобы узнать, кто сейчас в домике, надо отгадать животное по голосу ( ав-ав – здесь живет собачка, пи-пи – это мышка и т.д.)

 

 «Кто как кричит?»

Взрослый показывает картинку или игрушку и спрашивает, как кричит это животное, ребенок должен воспроизвести звукоподражание ( корова – му-у, кошка – мя-у…)

«Гости»

Раздается стук, ребенок спрашивает: «Кто там?» взрослый отвечает: «Ав-ав».

 -Кто пришел к нам в гости?

-Собака

-Позовем собаку

-Ав-ав

(гуся (га-га-га), лягушки (ква-ква), курочки (ко-ко-ко), козы (мз-мэ) и т.д..

Следить, чтобы дети произносили звукосочетания четко, достаточно громко.

 

«Баюканье куклы».

Взрослый предлагает побаюкать куклу, длительно напевая звук а (ааа...). Сначала  произносят звук а громко, затем взрослый говорит, что кукла засыпает, и просит убаюкивать её потише, произносится звук а тихим голосом (ааа...).

Произносить звук а длительно и на одном выдохе

«Угадай, что (кто) это».

Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с предметами или животными. Ребенок должен определить, что это было или кто был. Например, взрослый подражает гудку паровоза (произносит протяжно звук у: ууу...), мычанию коровы (муу...), крику петуха (ку-ка-ре-ку), игре на дудочке (ду-ду-ду) и т. д.

При повторении игры взрослый  просит  определить, далеко или близко находится предмет или животное. (Если говорит громко, то предмет (животное) находится рядом, если тихо, то далеко).

При повторе – ребенок может задавать взрослому загадку.

 «Ветер»

I вариант. Взрослый  предлагает  послушать, как гудит легкий ветерок (произносит тихо звук в: ввв...). Затем предлагает послушать, как гудит сильный ветер (усиливает громкость произнесения — ввв...).

По его указанию ребенок воспроизводит, изменяя громкость голоса, гудение легкого ветерка и сильного ветра.

II вариант. Взрослый  предлагает  на одном выдохе показать, как гудит легкий ветерок, сильный ветер и опять легкий ветерок. Ребенок воспроизводят шум ветра — вввВВВвве... в последовательности: тихо — громко — тихо.

«Заводные игрушки».

Дети изображают бельчат (самолеты, комаров, жеребят). Взрослый «заводит» белочку-ребенка «ключиком». Ц-ц-ц — произносит белочка. (Если малыш молчит, значит игрушка сломалась.)

«Волшебный кубик»

На гранях кубика  наклеены картинки: Аленушка, паровоз, пароход, жеребенок и др.

«Вертись, крутись, на бочок ложись!» — приговаривают дети, в то время как взрослый, переворачивает куб с грани на грань. Надо озвучить картинку:  самолет— ввв; водопроводный кран — ссс комар — ззз и т.д.

Грани куба заполняются картинками постепенно, по мере произношения ребенком  нового звука.

 Старший возраст

 

«Звенит – жужжит»

Ребенок придумывает  слова, в котором есть звук [З] или [Ж]. Взрослый подходит к  ребенку, и тот говорит ему свое слово. Если взрослый  слышит в слове звук [З], то он говорит: «Звенит», если звук [Ж], то – «Жужжит».  Ребенок оценивает правильность ответа.

«Веселый мяч»

Заранее договариваются, с каким звуком будут придумывать слова.

Взрослый и ребенок начинают перекидывать друг другу мяч:

Ты катись веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик

Тот словечко скажет нам.

На ком остановится мяч, тот называет слово.

«Из одного – несколько»

Описание игры: перед ребенком слово «З Е Б Р А», надо вспомнить и сказать животных, названия которых начинаются на каждую букву этого слова (зубр, енот, барсук, рысь, антилопа). Можно взять любое слово и любую тему (игрушки на каждую букву, птицы, посуда и т.д.)

«Придумай слово»

В процессе игры ребёнок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] ». Ребёнок должен подобрать как можно больше слов на этот звук. Если в силу каких-то причин ребёнок не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь ребёнку, вспомнив вместе сказочных героев, или названия любимых игрушек.

«Поймай слог»

Взрослый называет слог, а  ребёнок «превращает» его в слово.

Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.

«Можно ездить или нет»

Наглядный материал: коробка и картинки с изображениями средств передвижения, а также других предметов, имеющих в название звук с(сь) : санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др. Ребенок  вынимает из коробки картинки; показывает, называет изображенный на ней предмет и говорить, можно ездить или нет. Взрослый следит за тем, чтобы он правильно произносили звуки с(сь) в словах, отчетливо выговаривая слова с этим звуком.

 «На прогулку в лес»

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гуси, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеется звук с(сь),з(зь),ц. Взрослый выставляет игрушки на стол и просит ребенка назвать их. Затем он предлагает отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Ребенок выбирает нужные игрушки, называет их, сажает в машину и отвозит в определенное место. Взрослый  следит, чтобы ребенок верно отбирал предметы, внятно и громко называл их, правильно произносил  при этом звуки с(сь),з(зь),ц.

Развитие  интонационной культуры речи (ритм, темп, интонация, дыхание, ударение, паузы)

Упражнения для развития правильного речевого дыхания:

 

 «Покачаем игрушку»

Ребенок ложится на спину, взрослый кладет ему на живот резиновую игрушку и предлагает её покачать на животике. Когда ребенок вдыхает, живот должен надуться и подняться, игрушка поднимается, а когда выдыхает, живот и игрушка опускаются.

 «Паровозики»

Произведите короткий, спокойный вдох через нос (плечи не поднимать, воздух идет в живот); задержите на 2—3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот: у-у-у

 «Песенки»

  • Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
  • Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: количество гласных, произносимых на одном выдохе; постепенно увеличивается.
  • Произведите счет на одном выдохе до 3—5 (один, два, три...), постепенно увеличивая счет до 10—15. Следите за плавностью выдоха.
  • Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
  •  

«Бабочка»

Бабочка вырезанную из папиросной бумаги прикрепите на нитку длиной 15 – 20 см. Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.

«Буря в стакане»

Налейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть ребенок устроит бурю в стакане воды.

Дудочки, свистульки, мыльные пузыри, вертушки, бумажные игрушки, одуванчики, легкое перышко… Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10 – 15 см. Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались, надувался животик, а выдох был непрерывным.

Чтобы избежать головокружений  делайте не более 3 – 5 упражнений подряд.

«Кораблик»

Дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола. Дуть на пластмассовый кораблик, чтобы он плыл в тазу.

Игры и упражнения для управления голосом

«Большой и маленький»

  • Научите малыша говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, а затем маленькую.
  • Покажите картинку с большими часами и громко произнесите: «ТИК-ТАК», затем картинку с маленькими часами и тихо произнесите: «Тик-так».

«Высоко и низко, далеко и близко»

  • Учите говорить голосом разной высоты. Вот издалека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У…»
  • Поезд едет далеко «Ту-ту» (тихо), приближается к станции « ту-ту»  (громче и громче)
  • Попросите у ребенка спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка, у собачки, хочет ли она косточку и т.д.

«Быстро и медленно»

  • Поиграйте, как зайчик не спеша скачет по дорожке: «Прыг-скок, прыг-скок!» затем зайчик поскакал быстрее, темп движений и речи ускоряется.
  • Идет человечек (топ-топ) – пальцы шагают по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками быстро и медленно.

Дети часто говорят в ускоренном темпе, важно постепенно вырабатывать умеренный темп речи.

«Эхо»

  • Звукоподражания  за животными с различной высотой голоса
  • Повторение песенок (гласных) и мелодий за взрослым

«Вьюга»

Расскажите малышу, что зимой бывает вьюга. Голосом изобразите завывание вьюги, длительно произнесите звук [в]. Предложите ребенку определить, начинается вьюга или заканчивается. Если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала бил сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается.

«Карусели»

Еле – еле – еле – еле

Завертелись карусели (идите и говорите в медленном темпе).

А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом (двигаетесь и говорите в быстром темпе)!

Тише, тише, не спешите (темп постепенно замедляется) –

Карусель остановите (идите и говорите в медленном темпе)!

Раз, два, раз, два (хлопайте в ладоши и говорите медленно) –

Вот и кончилась игра!