ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ С. Н. ОЛЕХНИКА"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Диалогическая и монологическая речь

Дорогие родители!

Предлагаем вам несколько игр для вашего ребенка, которые помогут развивать диалогическую и монологическую речь.

 

Младший возраст

 

«Кем (чем) был?»

 Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.

 Корова была телёнком

 Бабочка была гусеницей

 Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом

 Лёд был водой и т. д.

«Что могут делать…?»

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать….

Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

 

«Накрываем на стол»

Попросите ребенка помочь вам накрыть на стол или накрыть стол для игрушек. Нужно достать из шкафа скатерть, постелить ее на стол, из кухонного шкафа достать тарелки, ложки и вилки, расставить тарелки на столе, возле каждой тарелки положить салфетку, ложку и вилку. Обычно детям очень нравится накрывать на стол, устраивайте праздничные ужины почаще и просите ребенка помочь вам. Это может стать новой семейной традицией.

«Одеваемся»

Собираемся на прогулку. Нужно собрать рюкзачок с игрушками, которые возьмем с собой на прогулку. Попросите ребенка достать нужные вещи из шкафа и разложить их в той последовательности, как он будет их надевать. Теперь одеваемся, обуваемся, берем рюкзачок, закрываем дверь – и гулять!

«Ищем клад»

Дайте ребенку задание: «Нужно пойти в комнату и найти предмет. Принести предмет и взять «клад»». Постепенно игру можно усложнять:

предмет можно перекладывать на другое место или переносить в другую комнату и класть на определенное место;  комнаты, места и предметы можно не называть прямо, а описывать в виде загадки или обрисовывать признаки (например, «положи предмет под то, что имеет четыре ножки и на чем лежит книга»); увеличивать количество действий, которые должен сделать ребенок.

«Кто за кем»

Расположите несколько игрушек друг за другом – это зверята идут на озеро купаться, в поход (вы можете придумать что-то свое). Попросите ребенка дать зверятам имена и запомнить, кто за кем стоит. Привал: зверята бегают по полянке. Отдохнули – теперь надо продолжать поход: попросите ребенка расставить зверят в том порядке, в каком они были. Начните игру с 2 – 3 зверей и постепенно увеличивайте их количество.

Чтобы игры на последовательность действий не вызывали у ребенка негативной реакции из-за того, что он не может все запомнить, учитывайте в своих играх следующее:

для детей 2 – 3 лет начните с 2 – 3 действий и постепенно увеличивайте их количество;

если ребенок что-то забыл – подскажите ему прямо или, что лучше, задав наводящий вопрос;

можно нарисовать схему–подсказку. Если ребенок что-то забудет, он сможет сам посмотреть. Такие схемы–подсказки, особенно сделанные в шутливом стиле, очень нравятся детям. Можно сделать схемы–подсказки для утреннего ритуала, сборов на прогулку, уборки игрушек, вечернего укладывания спать и прочего. Выполняя по таким схемам дела сам, ребенок также приучается к самостоятельности.

 

 

Старший возраст

«Слова-товарищи»

Подбери по образцу: Холодный – ледяной, морозный, студёный.

Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.

«Потому что…»

 Я мою руки потому, что…

 Почему ты идёшь спать? и т. д.

«Объясни»

 Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»

 Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Объясни, почему кошка недовольна?

«Бюро путешествий»

 Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с ребенком, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

 

 «Всегда под рукой»

Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Ребенок может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

 «Лучший друг»

Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

 «Рассказы по картинкам»

Возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Мой репортаж»

 Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь ребенка развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

 «Чем закончилось?»

Начните вместе с ребенком смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

«Продолжи предложение»

«Учись читать, потому что…»,

 «Если бы я был волшебником, я бы…».

 

 «Пословицы, поговорки»

Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.

«Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.

 «Продавец и покупатель»

Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета можно не называть.

«Кто нужнее?» («Кто (что) лучше?»)

Спор животных, времен года и т.д.. Дети учатся составлять описательные рассказы и пользоваться речью-доказательством.

«Волшебный мешочек» («Черный ящик») «Да – нет» (ТРИЗ).

Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».