ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ С. Н. ОЛЕХНИКА"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Богатый активный словарь

Дорогие родители!

Предлагаем вам несколько игр для вашего ребенка, которые помогут развивать активный словарь  вашего ребенка.

 

Младший возраст

 

«Холодно – Горячо».

Цель: Обогащение словарного запаса существительными

Взрослый просит детей закрыть глаза, затем прячет предмет и задает вопрос: «Где мишка?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово. И

«Опиши предмет».

Цели: Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

«Чудесный мешочек»

Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)

Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

«Посылка»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы.

Ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Он начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

«Кто летит (бежит, идет, прыгает)?»

Цель. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.

В начале игры водящим должен быть взрослый, в дальнейшем, может быть ребенок.

Взрослый: «Я буду говорить: птица летит, кошка идет, бабочка летит, лягушка прыгает  и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку, Но внимательно слушайте, что я говорю; я могу сказать и  неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя»,

 

Старший возраст

 

«Чудесный мешочек»

Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)

Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

«Аналогии»

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)

Взрослый предлагает  дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

 «Съедобное – несъедобное»

 Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Взрослый произносит слово и бросает  мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча.

Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь» и др. 

 «Я знаю пять…»

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Взрослый говорит «Я знаю пять… и передает мяч ребенку, ребенок называет обобщенное понятие, например, «5 овощей». Взрослый называет 5 овощей. Затем взрослый называет обобщенное понятие, а ребенок подбирает предметы.

«Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому.

Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»).

 «Я собрал в огороде…»

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Взрослый придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук», а ребенок добавляет 4  овоща и т.д.

Игра может меняться по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

«Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно».

«Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга  у разных стен комнаты. Взрослый  произносит слово и бросает мяч, ребенок должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии.

«Без слов»

Игра заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папы или мамы загадывать простое предметное действие (например, чтение книги) и с помощью мимики и жестов показывает его ребенку, который должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа, играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий, например, такую: проснулся, встал, умылся, позавтракал и т.д.

 

«Угадай-ка»

Взрослый выбирает любой предмет, находящийся в комнате, и описывает его ребенку, рассказывая, где находится, для чего предназначен, из какого материала сделан и т.д. Ребенок должен отгадать, что загадали.

Для того, чтобы усложнить задание, можно предложить малышу самому задавать вопросы о загадочном предмете. Отвечать нужно только «да» или «нет». В этом случае ребенок лучше научиться выделять существенные признаки предмета.

 

 «Запомни слова»

Взрослый называет пять-шесть слов, ребенок должен повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.

Угадывание названий предметов (линейка, сумка, матрешка, мячик… ) по их описанию  и набору эпитетов: круглый, резиновый, катится и скачет…

«Часть и целое»

Взрослый называет часть предмета, а ребенок должен назвать этот предмет. Например: крыло — самолет (или птица, лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.

«Кто больше?»

Называть как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы (С, А, И, Р, и т. д.) или слога (ПА, МА, РА и т. д.) . Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.

«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

«Чем отличаются предметы?»

Чашка и стакан

Яблоко и груша

Помидор и тыква

Тарелка и миска

«Что общее?»   

У двух предметов: огурец, помидор (овощи) ;

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, собака (животные).

У трех предметов:  мяч, солнце, шар;

тарелка, ваза, чашка;

лист, трава, крокоди.

«Подбери словечко»

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер) ; "старый"… (дом, пень, человек, ботинок) ; "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть) ; "старая"(мебель, сказка, книга, бабушка) ; "свежее"… (молоко, мясо, варенье) ; "старое"(кресло, сиденье, окно).

«Волшебные очки»

Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т. д.) . Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос, красное окно, красная рука и пр.

«Составь предложение»

Взрослый называет слово и предлагает ребенку составить предложение с этим словом. Например: (Цветы) «У нас в саду растут красивые цветы»; (Море) «Летом я поеду на море»; (Книга) «Бабушка купила мне новую книгу» и т. д.

«Прохлопай слово»

Взрослый называет слово, а ребенок проговаривает его по слогам, на каждый слог – хлопок. Например: КАРУСЕЛЬ – КА-РУ-СЕЛЬ, КРОКОДИЛ – КРО-КО-ДИЛ, и т. д.