23.12.2016 г. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"РОЛЬ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА"
Игрушка - неизменный спутник ребенка, его друг, главное действующее лицо в играх, забавах. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.
«ИГРУШКИ – НЕ БАЛУШКИ» - гласит народная мудрость. Игрушки детям нужны всякие, они способствуют развитию ребенка и умственно и физически, развивают его воображение, но выбор их должен быть тщательно продуман. И надо помнить при этом, что никакие игрушки не заменят вашего личного общения с ребенком. Игрушка развивает у ребенка мысль, дает широкие возможности для познания окружающей действительности. Вместе с тем игрушка воспринимается ребенком эстетически, воспитывает добрые чувства. Благодаря игрушке в жизнь ребенка входит искусство. Именно она помогает обогащению его фантазии. Игрушка всегда сопутствовала человеку, являясь одним из самых давних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз.
Ошибки родителей при выборе детских игрушек.
Теперь в продаже можно увидеть все, что угодно, а выбрать подарок для ребенка – целая наука. Какие основные, самые распространенные ошибки родителей при выборе подарков – игрушек для детей.
Можно выделить о сновные ошибки родителей при выборе игрушек:
- Покупка «на бегу», по пути на работу.
Часто родители, занятые своей работой и домашними делами, не могут выделить времени, чтобы основательно заняться выбором подарка для своего ребенка. И они берут то, что попадается под руку по дороге домой, на станциях метро, у вокзалов, в киосках. Хорошо, если это будет книжка или карандаши. Ну, а если какая-то продукция неизвестных производителей, с наличием в составе токсичных и вредных веществ? Можно заполучить для ребенка всякие неприятности, начиная с аллергии и заканчивая более серьезными заболеваниями.
Не покупайте игрушки между делом, на бегу, пожалейте ваших детей. Сделайте покупку в магазине, где можно посмотреть сертификат и посоветоваться с продавцами.
- Покупаем то, что понравилось самим родителям.
Взрослые люди при покупке в магазине игрушек для детей сами становятся детьми, только большими и с другим, взрослым взглядом на ее выбор и, соответственно, со своим мироощущением. Покупается то, что впечатлило родителей. Вручается такой подарок ребенку и ожидается всплеск восторга, а малыш не рад. Он ожидал совсем другого. Поэтому нужно хорошо представлять, что может его заинтересовать. Родителям это несложно будет понять, если пообщаться с ребенком на эту тему предварительно перед покупкой.
- Покупаем игрушки больших размеров.
Сейчас магазины полны больших и очень дорогих плюшевых мягких игрушек. Для кого они предназначены? Многие родители их с удовольствием покупают для своих детей. Но они редко бывают востребованы для игр.
- Покупаем самую яркую и самую дорогую игрушку.
Ребенку, а особенно, малышу, абсолютно все равно, сколько стоит суперигрушка, которой еще нет ни у кого, ему чаще милее скромные простенькие дешевые куколки или мишки, с которыми ребенок не расстается даже ночью. Чем они так привлекательны для малышей, трудно объяснить, но это факт. Многие это подтвердят. Дорогую, яркую, эффектную игрушку ребенок может и не оценить, а родителям еще и неприятный сюрприз преподнести, нечаянно ее сломав.
- Покупаем двадцатую по счету машинку или куклу.
Зачем? Если ребенок как-то дифференцированно относится к определенным игрушкам, пусть их будет в использовании только несколько. Уберите остальные на какое-то время, а затем достаньте. Ребенок будет воспринимать их как новые. Не делайте в детской комнате склад из игрушек.
- Приобретаем «модные» игрушки.
Сейчас большое распространение получают игрушки, которые «играют сами по себе». Включил – она заговорит, выполнит какие-то действия, полает, посвистит и т.д. А что должен делать при этом ребенок? Просто наблюдать. Может быть, минут на пять такая игрушка его развлечет, ну вот и вся польза от нее.
Малышам хочется самим быть активными участниками игр, а не наблюдателем. Современные компьютерные развивающие и обучающие игры - это очень здорово и интересно, но здесь должен быть четкий контроль со стороны родителей. Нельзя позволять сидеть у экранов целыми днями. Почему - всем понятно. Возможно, это модные игрушки, но лучше обойтись без них.
Советы родителям.
- 1.Каждая игрушка рассчитана на определенный возраст.
- 2.Чем младше ребенок, тем крупнее должен быть материал для строительных игр.
- 3.Ребенок не играет всеми игрушками сразу, поэтому время от времени убирайте некоторые из них. Когда эти игрушки появятся снова, он будет рад им, как новым.
- 4.Прежде, чем покупать игрушку, подумайте, какую пользу она может принести. У подвижного ребенка, безусловно, должны быть спортивные мячи, кегли и т.д., которые воспитывают усидчивость, сосредоточенность (мозаика, конструкторы, детское лото, домино).
- 5.Приобретая игрушки, учитывайте склонности ребенка, но не всегда руководствуйтесь только их интересами. Предлагая ребенку разные игрушки, мы пробуждаем у него разнообразные интересы.
- 6.Необходимо научить ребенка «пользоваться» игрушками. Лучшие игрушки те, которые можно комбинировать. Это куклы и разные комплекты посуды к ним, мебель, 2-машинки различного назначения, игрушки-животные, строительный материал, конструкторы, наборы «Парикмахерская», «Доктор», «Маленькой хозяйке», др.
Внимательно присмотритесь, как играет ваш ребенок. Если он просто перекладывает игрушки с места на место, помогите ему организовать игру
Какие игрушки нужны детям.
3-5 лет.
В этом возрасте зарождается интерес к себе подобным или отдаленно похожим. Отсюда потребность в фигурках всевозможных зверушек и человечков. Этих фигурок должно быть много, чтобы можно было бы сыграть и в школу, и в зоопарк, и в город.
Кукла должна быть сгибаемой, раздеваемой и не слишком роскошной. Для кукол требуется посуда, мебель, автомобиль и т.д.
5-7 лет.
Этот период - созидать и творить. И цель игрушек в это время создать условия детскому творчеству, указать способ его проявления.
Лучшим материалом, дающим импульс детскому творчеству, следует признать строительный и бросовый. Первый - это конструкторы и кубики, второй - все то, что ваш ребенок и вы, сочтете подходящим (щепки и пузырьки, коробки и пробки). Той же цели - поддержке детской творческой энергии - служат всевозможные мозаики, игрушки для игр-драматизаций, краски и пластилин.
Какие игрушки не нужны детям.
Детская комната после Рождества или дня рождения её обитателя запружена дорогими, пестрыми игрушками, которые можно было бы, за немногими исключениями, разделить на пять категорий:
- скучных;
- глупых;
- пошлых и безнравственных.
К скучным игрушкам нужно отнести также слишком разодетых кукол, которых, вдобавок, не позволяют их обладательнице раздевать. От подобных игрушек исходит то зло, о котором итальянский профессор Колоцца говорит: "Каждая нарядная кукла делает одну девочку высокомерной, а сто других - завистливыми".
Глупые игрушки обыкновенно рассчитаны на особый психологический эффект, причем как раз не принята в расчет детская психология. Таковы фигурки с уродливо-страшными лицами, страшные маски, монстры-уродцы.
Говоря о пошлости некоторых игрушек, мы имеем в виду, главным образом, карикатуры. Карикатурные изображения какого-нибудь толстяка со свиным телом на коротких ножках.
Безобразное не в страшном виде, а в комическом, вульгаризируют вкусы ребенка, отнимают возможность человеческого участия к самому трагическому из мира явлений - к уродству.
Представителями игрушек безнравственных является столь распространенное игрушечное оружие, в особенности то, которое стремится как можно более быть похожим на настоящее орудие убийства, пробуждающее звериные инстинкты, жажду крови, насилия и разрушения. Противоестественными и вредными для детской души можно назвать повсеместно продаваемых роботов-убийц, киборгов, лишенных головы, с пушками вместо рук, безобразных мутантов с клыками и когтями.
Для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования.
Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.